Крепость расположена в Александровском парке города Пушкин. Через неё протекает река Кузьминка, истоком которой является река Нева.
Объект культурного наследия федерального значения.
Город Пушкин включён в список памятников, охраняемых ЮНЕСКО.
Александровский, Екатерининский, Баболовский парки города Пушкин входят в состав Государственного музея-заповедника Царское Село.
Конфигурация земельных угодий, на которых расположены парки и в целом город Пушкин, указывает на то, что они входят в общую систему звёздных крепостей нашей планеты.
Санкт-Петербург, город Пушкин, Александровский парк
Территория города Пушкин (прежние названия: Заречье, Сарица, Саари мойс, Sarishof, Сарская мыза, София, Царское Село, Детское село) испокон веков входила в состав древнерусских земель. В XII веке край назывался «Ижорской землёй Господина Великого Новгорода».
Этимология: Заречье образовано не от реки, а от Зари (Сари, Сары, Саар, Цари, цар – это всë одно).
На арабском, тюркском сар, сары – святой или жëлтый, тот же царь или правитель. Великий человек. Всë носит один общий смысл, интерпретация зависела только от качества понимания и способности произношения. Царская – царь в голове – сознание или чистый белый свет.Мыза связана с музой, музыкой, то есть с ритмом. Может быть, это ещë и мыс, как выступ или некое возвышение. Высокое белое место. Мыза, муза – это способность чистого сознания. Мыза может быть и мозгом. Это место – наукоград, там мощное поле Мудрости и Науки. Мызами стали называть деревни и поселения с обычными крестьянами, скорее всего, позже, чтобы занизить высокие смыслы.
В первом письменном упоминании в Писцовой книге Вотской пятины 7008 лета (1499–1500 годы) указано, что волости на реке Славянке и её притоках принадлежали новгородским боярам Овиновым и Спасскому Хутынскому монастырю, который находился под особым покровительством земельных магнатов Овиновых.
Московский князь Иван III Васильевич бывшие владения бояр Овиновых и Новгородского Хутынского монастыря в Ижорской земле передал новым владельцам в качестве вознаграждения за «государеву службу». При описании ряда волостей об этом имеется соответствующая приписка: «Отдано Ивановым детям Чертова».
Род Чертовых находился в Москве. Они были «детьми боярскими», то есть принадлежали к служивому сословию, владели пожалованными землями на реке Славянке более ста лет.
В 1617 году по итогам Смутного времени по Столбовскому мирному договору Приневье было захвачено шведами. Ижорская земля была переименована в Ингрию. Саарская мыза (Sarishof) была отдана в аренду главнокомандующему шведскими войсками графу Якобу Делагарди, а с 1622 года перешла сыну шведского короля Карла IX – первому генерал-губернатору Ингрии, фельдмаршалу Карлу Карлсону Юлленъельму.
Большинство русских помещиков оставило Ижорскую землю. Часть населения ушла в Новгород, часть продолжала уходить, когда начались попытки перекрестить оставшихся в лютеранство. Территорию начали заселять новым населением: шведами и финнами (последние при Петре I стали называться ингерманландцами, а территория Ижорской земли переименована в Ингерманландию).
Усадьба Сарская мыза, принадлежащая шведскому магнату, состояла из деревянного дома и хозяйственных построек, а также сада, разделённого двумя перпендикулярными аллеями на четыре квадрата.
После смерти Карла Карлсона Юлленъельма в 1650 году усадьба, называвшаяся теперь Риббенгехольм, перешла его супруге Кристине (урождённой Риббинг), а после её смерти в 1656 году её родственникам – наследникам «покойного высокорожденного Севеда Риббинга».
В 1670-е годы у мызы появился новый хозяин – губернский камерир (казначей) Ингрии Пер Арвидсон Роман, в 1674 году посвящённый в рыцарство под фамилией Шернкранц. При этом он получил герб, соответствующий значению фамилии, включавший в себя венок (kranz) из звёзд (stiern). Такое посвящение являлось фактически возведением во дворянство.
В связи с переходом «двора» к новому владельцу произошла смена названия усадьбы, связанного с фамилией прежнего хозяина. Так Риббенгехольм исчезает из её истории.
После смерти Пера Шернкранца поместье Зарицгоф унаследовал его старший сын Арвид, служивший в 1691 году судьёй в Выборгской губернии и в городе Або (Турку). В 1704 году он призывается в шведскую армию для участия в Северной войне. В 1710 году попал в плен под Выборгом и препровождён с семьёй в Тобольск.
По окончанию Северной войны обладателем поместья стал сподвижник Петра I Александр Данилович Меншиков, ставший герцогом Ингрийским в 1707 году.
24 июня 1710 года поместье Саари Мойс (на финском – «возвышенное место») вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями была подарена Петром I Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны.
Эта дата и считается официальным днём рождения города.
Обустройством новой резиденции недалеко от Санкт-Петербурга императрица занялась только в 1717 году. За шесть лет возвели небольшой каменный дворец «о 16-и светлицах». Усадьба стала называться Саарской мызой, а с постройкой церкви в 1716 году переименована в Сарское Село (прим.ред. деревня приобретала на Руси статус села с момента возведения храма).
В 1725 году Сарская мыза была официально торжественно переименована в Царское Село.
Взойдя на престол, Елизавета Петровна в 1741 году сделала усадьбу летней резиденцией российских императоров, после чего здание расширили, а в 1752–1756 годах на месте старой постройки Бартоломео Растрелли возвёл роскошный Большой дворец, а также павильоны «Грот» и «Эрмитаж».
Тогда же, в 1756 году, в отдельном кабинете Большого дворца была устроена знаменитая янтарная комната. Её в 1717 году прусский король Вильгельм Фридрих I подарил Петру I, затем, в 1743 году, при императрице Елизавете, она была размещена в третьем Зимнем дворце, откуда её и перевезли.
В истории Царского Села самые большие перемены произошли при правлении Екатерины Великой с 1762 по 1796 годы.
Был частично перестроен сам Екатерининский дворец (получивший это название только после смерти императрицы), возведены павильон Холодная баня (ныне – Агатовые комнаты) и Камеронова галерея, был благоустроен пейзажный парк вокруг дворца, где появились новые павильоны, фонтаны, скульптуры, а также памятники победам русского воинства, был увеличен Большой пруд.
В 1796 году по приказу императрицы, к свадьбе внука, будущего императора Александра I, был построен новый дворец, позже названный Александровским, и в начале XX века ставший основной императорской резиденцией. А на территории крепости-звезды, примыкающей ко дворцу, был разбит парк, также впоследствии получивший наименование Александровского.
Литератор П. П. Свиньин так описывал в 1817 году климатические преимущества и особую красоту окружающей местности, которые делали Царское Село на протяжении двух столетий любимым местопребыванием российских монархов:
«Главным преимуществом Царского Села служит здоровое местоположение его.
Быв с одной стороны закрыто от морских сырых встрой высокою Пулковскою и Дудоровскою горами, оно возвышается над близлежащими окрестностями, так что 70 футами выше Павловского. По сей причине даже осенью ложится здесь по вечерам весьма лёгкая роса и самые болезни, по уверению докторов, менее здесь опасны.
Туманы неизвестны Царскому Селу – все дышат здесь чистым благоуханным воздухом и пьют чистую кристальную воду».
1 января 1780 года Екатерина II издала указ, в котором говорилось, что «…при Селе Царском … устроить город под названием София». София рождала в мыслях современников образ древней столицы Византии, о возрождении которой мечтала императрица. По желанию Екатерины II на картах России София должна была выглядеть как звезда с расходящимися во все стороны лучами – дорогами.
На территории будущего города до начала массовой застройки стоял только каменный скотный двор с двумя башнями, обращённый в сторону Екатерининского парка. Эти башни, как и двухэтажный дом между ними, сохранились до наших дней и являются самыми старыми постройками в Софии.
Покровский городок был построен на территории Софии в стиле древней крепости с шестью шатровыми башнями и высокой стеной для размещения 3-го стрелкового полка. В настоящее время большая часть зданий Покровского городка принадлежит Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского. А часть зданий казарм являются жилыми домами.
Герб города София был утверждён 7 мая 1780 года императрицей Екатериной II.
«На пурпуровом поле двуглавый чёрный орёл, имеющий на груди в голубом поле серебряный крест, окружённый землёй, в одной лапе держит якорь, в другой светильник».
Якорь утверждал незыблемость правления основательницы города, а светильник – символ мудрости и просвещения Екатерины II.
Позднее, по указу императора Александра I от 1808 года, город София был объединён с Сарским селом: «Сей соединённый город именовать отныне город Сарское Село или София».
В 1836 году первая в России пассажирская железная дорога соединила Царское Село и Витебский вокзал в Санкт-Петербурге.
В 1887 году, при Александре III, Царское Село получило славу первого полностью электрифицированного города в мире, почти на 10 лет раньше, чем Петербург.
В Царском Селе последний император России отрёкся от престола. Отсюда, из Александровского дворца, семью Романовых увезли в сибирскую ссылку.
Из дневника Николая II 31 июля 1917 года: «Последний день нашего пребывания в Царском Селе. Погода стояла чудная. Днём работали на том же месте; срубили три дерева и распилили вчерашние. После обеда ждали назначения часа отъезда, который всё время откладывался <...> Наконец <...> сели в наши два мотора и поехали к Александровской станции. Красив был восход солнца, при котором мы тронулись в путь <...> Покинули Царское Село в 6:10 утра».
19 октября 1811 года в Царском селе был открыт лицей для обучения детей дворян. Обучение длилось 6 лет, и в 1817 году среди первых 29 выпускников заведения окончил учёбу будущий великий русский поэт А. С. Пушкин.
С 1918 по 1937 годы город носил название Детское Село, так как территория использовалась для детских учебных специализированных заведений.
В 1937 году, в 100-летний юбилей Александра Сергеевича Пушкина, город был переименован в честь поэта.
В конце 1920-х годов в Александровском дворце расположились «Дом Отдыха сотрудников НКВД» в западном флигеле, а в восточном флигеле на детской половине разместился «Детский Дом Юных Коммунаров». Несмотря на то, что Александровский дворец стали использовать совершенно разные организации, с июня 1918 года и до 1941 года он также работал как музей.
Город пережил фашистскую оккупацию, парки и сады пришли в запустение, предметы искусства варварски уничтожались или вывозились. Екатерининский дворец был превращён в большой гараж, Александровский дворец был занят Испанской Голубой дивизией и штабом немецкого командования, в его подвалах находилась тюрьма гестапо. Перед дворцом фашисты устроили кладбище для офицеров, награждённых орденом Железного креста.
25 января 1944 Ольга Берггольц написала :
«…Ведь мы были в Пушкине всего через несколько часов после его освобождения. И ведь самое главное: он взят нами, возвращён, он опять наш. И я не променяю эти милые сердцу развалины ни на один самый цветущий уголок в других странах света. И старший лейтенант Сальников прав: мы восстановим его в прежней красоте – она бессмертна, потому что она в нас, в нашей воле. Это кажется сейчас пустыми словами, может быть – официальным заклинанием, – потому что, конечно, это будет чудо, если всё восстановить, как раньше. Но осенью сорок первого года мы говорили: «Враг найдёт под Ленинградом свою могилу», и это тоже тогда казалось чудом, но ведь сбылось же оно? И если свершилось чудо полной ленинградской победы, свершится и чудо возрождения – возрождения всего, что захватчики превратили в развалины, пустыню и прах…».
В 1959 году восстановили первые залы Екатерининского дворца, не затронутые пожаром. Параллельно велись работы по восстановлению Екатерининского парка, а позднее и Александровского парка. Воссоздание интерьеров в Екатерининском дворце продолжается по сей день.
Звёздная крепость
Историки считают, что крепость, расположенная на территории Александровского парка, никогда крепостью не была. Этот так называемый Зверинец – огороженная территория, на которой члены императорской семьи устраивали охоту на специально загнанных туда птиц и зверей.
Первоначально, в 1718 году, Зверинец был обнесён деревянным забором. В середине 1740 годов вокруг территории зверинца возвели каменную стену. Строительство каменного Зверинца приписывают русскому архитектору итальянского происхождения Растрелли.
По данным краеведов, если нанести эту звёздную крепость с архивных карт на современную карту, то длина каждой из сторон составляет примерно 1 километр 200 метров, общая длина стен соответственно 4 км 600 метров, общая площадь порядка 100 гектаров.
Это самая большая по площади из известных на данный момент крепостей-звёзд Ленинградской области.
По углам крепости располагались 4 бастиона с башнями.
Две из них сохранились до наших дней, это Белая башня с бастионом и башня Шапель, построенная на месте разрушенного южного бастиона и представляющая собой руины готической капеллы 32-метровой высоты.
Обе башни напоминают своим видом пристрельные смотровые башни.
Через Красносельские ворота (их также называли Слоновьи ворота или «Белые караулки») можно войти на территорию, где располагался третий бастион. Когда-то там находился Слоновий павильон. Он был выстроен в восточном стиле с индийскими башенками.
Четвертый бастион был неподалёку от Пенсионерных конюшен, он сейчас находится за пределами Александровского парка – на территории опытного сада Аграрного института. В настоящее время из четырёх бастионов крепости сохранился только один.
В центре Зверинца на бастионе, окружённом водой, был возведён в барочном стиле охотничий павильон Монбижу (в переводе с французского – «моё сокровище»), который иностранными послами за «красоту дворца назван восьмым чудом света». Но «когда роскошный дворец был окончен», оказалось, что «архитектор построил новый дворец для летнего времени, позабыв про зиму. И уже весной его пришлось переделывать».
«Посреди этой деревушки, расположенной в форме звезды, находился павильон для балов и концертов», – писал Александр Дюма.
Павильон был с богатейшей декорацией фасадов, с обилием позолоченных деталей и картинной галереей. Купол павильона венчала фигура Славы. Вокруг были разбиты богатые сады, парки с беседками и водоёмами, и заселены разнообразной живностью, как для услады взора, так и для царской охоты.
Зверинец соединялся тройной липовой аллеей с регулярным садом Екатерининского парка, в котором был построен, также на бастионе, окружённом водой, павильон Эрмитаж, существующий и ныне. (координаты 59.713427, 30.403511)
В 1834 году на месте Монбижу построили в неоготическом стиле павильон «Арсенал». Название «Арсенал» говорит о его военном назначении. На двух этажах располагалась уникальная коллекция оружия, которая считалась одной из лучших в Европе.
Историки считают, что построенная в 1750 году в качестве летнего домика для лодок треугольная башня Кренборн (форт Бельведер) в Виндзорском парке Англии послужила прототипом для четырёхбашенного павильона «Арсенал» в Александровском парке. Такие же треугольные башни были построены в Кентоне в XIV веке и в Гринвиче в XVIII веке.
На территории крепости также находились Ламской павильон, Александровская ферма, Пенсионерные конюшни, Государева Ратная палата (в ней находился архив по истории русских войн), Адмиралтейство и Эрмитажная кухня в Екатерининском парке. Фёдоровский городок располагался неподалёку от границы крепости. На Александровской Ферме и в павильонах при императоре Николае I содержались разнообразные животные, любимцы детей: слон, медвежата, леопард, як, перуанские ламы, кони.
На сохранившихся исторических изображениях видно, что изначально строения этой крепости (башни: Белая и Шапель, Арсенал, Слоновьи ворота, павильон, ферма, конюшни) были выполнены в едином архитектурном стиле.
В Пушкине есть и другие архитектурно схожие башни: Певческая (ранее в ней располагалась городская электростанция) и Орловская башни, которые позже стали использоваться как водонапорные.
Между бастионами Белая башня и башней Шапель на остатке стены Зверинца Адамом Менеласом была достроена Вишнёвая Оранжерея (Верхняя Теплица). Ещё со времён Петра I здесь выращивались фрукты, ягоды, зелень для императорского стола. В том числе здесь выращивали дыни и ананасы. А зимой в теплицах созревала клубника. Это довольно протяжённая кирпичная постройка остеклена с одной стороны, по торцам есть заложенные арки. Она по-прежнему используется как теплица.
Краеведы альтернативной истории считают, что это были паттерны – кирпичный коридор, проходивший внутри вала крепости-звезды, по которому можно было скрытно перемещаться между бастионами.
Также они приводят аргументы, что руины античных построек на территории города Пушкин – это «не так специально строили», а остатки предыдущей разрушенной античной цивилизации.
На территории так называемого «Зверинца» находится каменная Башня-Руина высотой 21 метр в виде колонны тосканского ордера увенчанная круглой беседкой, возведённая по официальной истории в 1773 году зодчим Ю. Фельтеном по заказу императрицы Екатерины II в честь победы над Османской империей. В журнале «Нива» за 1883 год эта руина называется «Старая башня». В документах же эта Руина считается Обсерваторией, что может говорить о её использовании в этом качестве.
Всё это даёт повод исследователям считать, что изначально звёздная крепость была гораздо большего размера, чем Зверинец, а по изогнутым линиям плана Царского села на карте 1817 года предполагают её изначальные границы.
По другой версии, города Павловск и Пушкин были одной большой звёздной крепостью, частично расположенной на территории древнего города София в Царском селе. А замок-крепость Мариенталь в Павловске и мостик «Большой каприз» соединяющий между собой три парка – Александровский, Екатерининский и Баболовский, это всё части некогда единой звёздной крепости. Романовы при строительстве Царскосельской усадьбы использовали инфраструктуру звёздной крепости и погибшего города.
На старинных картинах вокруг усадьбы практически нет деревьев, что может говорить о катастрофе, после которой вода отступила, и к этому времени деревья ещё не успели вырасти вновь.
На эту версию указывает отрывок из книги «Учитель фехтования» Александра Дюма, который бывал в Царском селе:
Воспитание царских детей и распорядок дня в Царском селе подразумевало их приобщение к простому труду, дисциплине, развитие творческих способностей. Для повышения осознанности все дети ежедневно вели дневник, записывая и зарисовывая важное для себя. Не поощрялись праздность, лень, бессмысленность и пустая трата времени детьми.
В 1835 году на Белой башне установили телескоп для наблюдения за звёздами, поскольку детям преподавались начала астрономии. Из дневника цесаревича Александра Николаевича: «В 4 ч. мы пошли обедать к сестрицам и после бегали в горелки и ходили на башню, где устроили телескоп, чтобы смотреть на комету».
Для царских детей была оборудована специальная площадка, где имелись приспособления для спортивных упражнений и деревянный кегельбан.
Любимой гимнастической конструкцией была «сетка» (так называли её дети в своих дневниках) – высокая корабельная мачта со всеми снастями и верёвочными лестницами, окружённая у основания натянутой на столбы сеткой для прыжков.
На ней Николай и Михаил под руководством учителя гимнастики упражнялись в лазании, а Константин учился выполнять необходимые моряку приёмы, сам привязывал парус и продевал все снасти.
Для практических военных занятий детей Николая I в Царском Селе была своя крепость «Звезда», которую они строили на протяжении 1841–1845 годов под руководством военного инженера и учителя фортификации Ф. Ф. Ласковского. Предмостный земляной кронверк «Звезда» был устроен за Воротами-Руиной. Это был полноразмерный натурный полигон в виде восьмиконечной звезды, устроенный для сыновей Николая I, обучавшихся фортификации. По составленным на уроках чертежам и измерениям, они сами рыли рвы, строили укрепления, мосты, расставляли орудия и учились стрелять из пушек.
Здесь же часто проходили у мальчиков уроки ручного ремесла: «долбил доску для ворот нашей крепости в Царском Селе», «пилил ворота», «долбил мост», «работал на крепости и штурмовал её с нашими мальчиками», – частые записи в дневниках детей.
Там же для приобщения детей к труду устроили небольшой огород, на котором они сажали рожь, деревья, создавали маленькие водоёмы для поливки саженцев, учились варить картофель под руководством унтер-офицеров роты Дворцовых гренадёров.
С целью воспитания самодисциплины, распорядок дня предполагал у детей семичасовой рабочий день, включая приготовление заданий к урокам, занятия верховой ездой, уроки рисования, музыки и танцев.
Дети вставали в 6 часов, завтракали с родителями и повторяли задания к урокам.
С 8 до 12 часов длились учебные занятия с перерывом на прогулку с 10 до 11 часов. По дороге они собирали травы.
Затем следовали обед, прогулка, игры, занятия верховой ездой.
С 17 до 19 часов вновь начинались уроки, после которых дети играли с друзьями либо в саду, либо во дворце.
Спать ложились в 21 час, предварительно заполнив дневник.
Из воспоминаний воспитателя: «Пешком ходили к Арсеналу, к горе шого пруда в Екатерининском парке, собирая попутно образцы растений для гербариев, которые использовались впоследствии на уроках ботаники».
«С прогулками нашими соединяем мы обыкновенно какую-нибудь цель. Великого князя (прим. сына Николая I – Константина) очень занимает теперь собирание расцветающих вновь растений – забава, ведущая в то же время к распространению сведений его в ботанике. С сею же целью посещаем мы теплицы здешние и Павловские».
Современный исследователь Л. М. Аринштейн считает, что с Кагульским монументом в Царском Селе связаны личные переживания А. С. Пушкина, часто видевшего здесь прогуливающуюся Императрицу Елизавету Алексеевну:
«Пушкин определённо искал “нечаянных” встреч с Императрицей, которая ежедневно прогуливалась по аллеям Царскосельского парка одна или в сопровождении фрейлины. Следы такой встречи (или таких встреч) нашли отражение, как нам представляется, в незавершённом отрывке “К Кагульскому памятнику” и в одном из эпизодов “Капитанской дочки”. Оба они отнесены Пушкиным к одному и тому же месту – собственному садику Императрицы близ Кагульского обелиска. Здесь по утрам Пушкин мог не раз видеть её одну в простом утреннем платье – образ, вероятно, подсказавший ему изображение другой германской принцессы, увиденной глазами Маши Мироновой: […] Образ, так удивительно совпадающий с описанием “величавой жены” из стихотворения “В начале жизни...”!
Ранний незавершённый отрывок 1819 г. “К Кагульскому памятнику” продиктован, судя по всему, тем же воспоминанием:
Воспоминаньем упоенный,
С благоговеньем и тоской
Объемлю грозный мрамор твой,
Кагула памятник надменный.
Не смелый подвиг россиян,
Не слава, дар Екатерине,
Не задунайский великан
Меня воспламеняют ныне...»
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК
У Царскосельского лицея,
В ажурной вязи из аллей,
Парк дремлет в неге от Морфея,
Среди безумства наших дней.
В нём о былом хранят молчанье,
Смотря на нашу суету,
Давно воздвигнутые зданья,
Драконов стража на мосту.
Струит неспешно воды речка,
И грозно смотрит Арсенал.
У озерца, Шапель как свечка,
Взирает в облачную даль.
Шумят деревьев всюду кроны,
И дарит свежесть от них тень.
Травой поросшие газоны.
Истомой дышит жаркий день.
В клубке безчисленных событий,
Среди промчавшихся времён,
На всё взирая как мыслитель,
Парк дремлет, в Вечность погружён.
Сергей Залежний
Связь с созвездием Лиры и выход на другие большие звëзды и галактики, где скопление научных и философских знаний.
Основной паттерн – Муза. Поэтому называлось место мыза.
Можно выйти на отголоски эха всех воплощавшихся на Земле аватаров мудрости.
Кристаллы сознания, мозг, центр принятия решения, наукоград, очень глубокий и многомерный. Похоже на кристаллический мёд.
Доступ куда угодно, очень объёмный.
Скорее всего, Пулково – это часть от этой системы или туда перенаправлен луч, есть связь с ним.
Есть рабочий кристалл в пространстве. При запуске в этом месте живых потоков на землю польётся другой смысл. Как будто смена полярности.
То, что названо Зверинцем, якобы, для охоты – не совсем правда. Идёт много волшебства от этого места, диковинные птицы, животные, здесь творили жизнь и разные еë формы на звëздных потоках, разные слои...
После захвата идëт место, как Зал Триумфа, на этой энергии запитывались другие источники, от врагов идëт большая Слава и гордость от владения им... Как будто в неволе все сидят, в золотой клетке.
Место культурного наследия человечества – музыка, культура, литература, науки.
Существует легенда, что в окрестностях Царскосельского лицея живёт дух Гения Места – Локи. Легенда эта, возможно, пошла от лицеистов, обучавшихся в первом выпуске лицея, открытого Александром I для подготовки государственных чиновников высшего звена, так как среди них было много поэтов.
Известен он, в первую очередь, благодаря выпускникам, покорившим литературный мир, среди которых Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Николай Корсаков, Вильгельм Кюхельбекер и другие. Они боготворили Царское Село и были уверены, что существует Гений Места, что создаëт здесь удивительный и таинственный мир, который отражается на каждом, кто его посетил.
В лицейском саду у церковной ограды воздвигли они памятник «Genio Loсi» (Гению места) в благодарность за вдохновение и покровительство.
В самом деле, на протяжении нескольких столетий в Царском Селе, а затем в Пушкине жили и работали многие выдающиеся представители русской литературы. Не говоря уже о самом Александре Сергеевиче. Заметный след в истории города оставили историк Николай Карамзин и философ Пётр Чаадаев, писатели Алексей Толстой и Вячеслав Шишков, дипломат Александр Горчаков, поэты Анна Ахматова, Сергей Есенин, Иннокентий Анненский, Николай Гумилёв, Татьяна Гнедич и многие другие известные поэты и писатели.
Удивительное воздействие гениальности места Царского Села испытал в своё время Алексей Николаевич Толстой, написав здесь свой знаменитый роман «Гиперболоид инженера Гарина», в котором подробно описал лазерный луч, изобретённый значительно позже.
Именно в городе Пушкин знаменитый советский писатель-фантаст Александр Беляев явил миру свой роман «Продавец воздуха». В последние годы жизни писателя его более всего интересовали вопросы возможности человеческого мозга, возможности жизни вне тела. Роман «Голова профессора Доуэля» родился как результат этих творческих изысков.
Лирический сонет Иннокентия Анненского, посвящённый статуе А. С. Пушкина, находящейся на территории Царскосельского сада около Лицея, называется «Бронзовый поэт» и хорошо отражает таинственность места.
В преддверии ночи автору мнится, что в Лицейском саду…
На синем куполе белеют облака,
И чётко ввысь ушли кудрявые вершины,
Но пыль уж светится, а тени стали длинны,
И к сердцу призраки плывут издалека.
Не знаю, повесть ли была так коротка,
Иль я не дочитал последней половины?..
На бледном куполе погасли облака,
И ночь уже идёт сквозь чёрные вершины...
И стали – и скамья и человек на ней
В недвижном сумраке тяжеле и страшней.
Не шевелись – сейчас гвоздики засверкают,
Воздушные кусты сольются и растают,
И бронзовый поэт, стряхнув дремоты гнёт,
С подставки на траву росистую спрыгнёт.
1910
Верить или не верить в легенды, каждый для себя решит сам, однако, следует учесть и тот факт, что когда лицей перенесли в Санкт-Петербург и переименовали в Александровский, поэтическая и литературная муза покинула его выпускников, и поэтов среди них стало гораздо меньше, а это значит, что само место способствовало развитию творчества.
Легенда 2. «Предания о подземных ходах и сокровищах»
Ещё при жизни Екатерины Великой среди местных жителей ходили разговоры о подземных ходах, проложенных под царскосельским парком и выходящих на поверхность в нескольких местах.
Легенда 3.
Этому месту приписывают необычные водоводные ходы и минные (от анг. mining – горное дело, шахта) галереи, даже подземное царское метро.