Звёздное
наследие

Звёздная крепость (форт) Навагинский

Сочи, Россия

Звёздная крепость (форт) Навагинский

Форт Навагинский располагался на плато у берега Чёрного моря у устья реки Сочи. Территория звёздной крепости сформировала историческое ядро и основание города-курорта Сочи.

Границы крепости в современных ориентирах: с севера – ул. Москвина, которая поднимается от Морвокзала, мимо церкви к зданию казначейства; с запада границей был скалистый морской берег; с востока – ров, по дну которого проходит подъем Курортного проспекта; на юге границей крепости служил Турецкий овраг, в нём сейчас расположился концертный зал «Фестивальный».

Найденный в 2013 году фрагмент древней крепостной стены был поставлен государством под охрану и признан остатком средневековой крепости (координаты: 43°34, 792″ с.ш. 39°43,295″ в.д.)
Конфигурация земляных валов в форме звезды на древних планах указывает на то, что она входит в общую систему звёздных крепостей нашей планеты.
Крепость на карте

Местонахождение

Россия, Краснодарский край, Сочи, микрорайон Центральный,Кооперативная улица,

загрузка карты...

В 1829 г., после окончания Русско-турецкой войны, по Адрианопольскому мирному договору, Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубани до порта Святого Николая (южнее Поти) отошло к Российской империи.

С 1830 по 1842 годы на Черноморском побережье Кавказа было возведено 17 береговых укреплений. 21 сентября 1836 года начальником Линии был назначен генерал-майор Н. Н. Раевский (младший).

Посетив в 1837 году Кавказ, Государь Николай I обратил внимание на незаконченность Черноморской береговой линии и указал, чтобы часть сил Кавказского корпуса была направлена для прочного занятия берега с целью устройства укреплений на тех прибрежных местах, к которым подходили иностранные суда и вели с горцами торговлю.
21 апреля (3 мая по новому стилю) 1838 года, под руководством командующего отрядом, действующим со стороны Абхазии, генерал-майором А. М. Симборским было заложено укрепление форт Александрия, названного в честь Государыни Императрицы Александры Федоровны, супруги Императора Николая I.
Но уже 18 мая 1839 года, из-за сходства названия с другим укреплением, форт Александрия был переименован в форт Навагинский в честь 78-го Навагинского пехотного полка русской императорской армии.

Размеры форта составляли: по длине – около 256 м, по ширине – около 160 м.
Строил форт Кавказский сапёрный батальон под командованием капитана Гернета.
Со стороны впадения реки Сочи в море, на месте нынешнего маяка, была построена каменная башня в 3 яруса с отверстиями бойниц в каждом.Стена, обращенная к реке, откуда нападение горцев было наиболее вероятным, была сложена блоками из керченского ракушечника, прочие стены были из кольев, хвороста, земли и деревянных брусьев.
28 июля 1838 года были закончены работы по оборудованию форта.
Время, затраченное на возведение форта – 3 месяца.

В 1854 году, во время Крымской войны, форт Навагинский наряду с другими укреплениями Черноморской береговой линии был разобран и оставлен русской армией.
В 1864 году российская армия вернулась в эти места, и была последняя битва с местным населением.
В 1874 году на левом берегу реки Сочи были выделены земли для градостроительства.

Существуют сведения очевидцев XIX века о том, что на месте форта располагалась древняя крепость. Перечислим некоторые:

А. М. Симборский в своём рапорте от 29 апреля 1838 года докладывал Е. А. Головину: «Представляя Вашему Превосходительству план и профили вновь возводимого при устье реки Соча-Пста укрепления...»
На плане форта Александрия (Навагинский) 1838 года были отмечены развалины круглого каменного здания на внутренней территории гарнизона и объект за границей форта.


На диспозиции судов на Сочинском рейде при высадке десанта 13 апреля 1838 года под буквой «Д» отмечены «Памятники».

На архивных фотографиях можно увидеть то самое место – «Памятник» – и предположить, что он построен на основании башни от древней крепости.





Джеймс Бэлл (английский разведчик) посетивший место форта в 1837 и 1838 годах, в своих дневниках описывает, что «...широкая крепостная стена, оставшаяся от древней крепости, прикрывает вход в долину со стороны моря»

 В описаниях историографа П. П. Короленко важен факт указания на то, что «уцелели только до настоящего времени при земле признаки былых каменных стен, с разных сторон, то в один, то в два ряда с небольшими между ними промежутками...». Факт наличия двух рядов каменных стен противоречит плану форта Александрия и говорит о том, что границы двух крепостей местами находились в непосредственной близости (и могли быть продолжением фундамента средневековой стены).

В военных архивных документах, упомянутых П. П. Короленко, описан факт наличия древних каменных стен крепости в тот момент, когда форт Александрия был уже построен:

«...Пользуясь северо-восточной горой, господствовавшей над крепостью на дальний ружейный выстрел, они (черкесы) постоянно пускали пули в крепость, но к счастью, людей никого не убили; этому, вероятно, способствовали высокие каменные стены, очевидно древней постройки...»


В 2013 году при проведении ремонтных работ по улицам Москвина и Орджоникидзе, при реконструкции дома Политиди и осмотра других участков на плато бывшего форта, были найдены и исследованы археологические находки II века. Квадрические блоки были сделаны из местного песчаника, а не из Керченского ракушечника.





Дом Политиди (в настоящем – арт-галерея «Форт») состоит из материалов трех эпох. Стена первого этажа дома и опорная стена во дворе является остатками фрагмента стены форта Навагинский, сохранившейся до наших дней. Несущие колонны здания и в 25 м ниже фрагмент стены квадрической кладки – сохраненные остатки средневековья. Местонахождение – в Центральном районе города Сочи по улице Москвина № 7.

 
На фото остатки крепостной стены Навагинского форта. На ней построен дом И.Политиди в 1911г.



В результате сопоставления археологических, документальных и топографических данных, полученных при исследовании территории древней крепости, научными сотрудниками были определены вероятные границы укрепления на современном плане города.



Сохранившееся сведения дают основания предполагать, что Собор Архангела Михаила возведен на месте древнего храма с частичным использованием материалов от древней крепости. Вероятно, площадка концертного зала «Фестивальный» и Сочинский маяк являются основами башен от древней крепости.

Древнюю крепость никто не брал во внимание, её остатки растаскивались по округе. Рисунки Дюрана Браже и ниже оставляют вопросы относительно самой формы крепости и ее размера.





Есть версия, что сохранившиеся арки и стена форта не что иное, как греческий акведук, который после катастрофы засыпало. В Керчи есть похожая крепость, но в ней арки внутри, и по официальной версии это казарма, возможно, в строительстве которой был использован акведук.

Другая версия, что это средневековая крепость, на развалинах которой был возведен форт Навагинский. Сочинские и другие научные сотрудники придерживаются этой версии. Предполагается, что арки – это амбразуры для расположения тяжёлой артиллерии, называемые кофрами. Поскольку на тот период ещё не использовались железобетонные перекрытия, арки имели тоннелеобразную цилиндрическую форму для максимальной прочности при попадании тяжелых ядер. Пример такой постройки – Михайловская батарея в Севастополе (1846 год).

Также арки форта Наваганского несколько похожи на арки в крепости Ени-Кале в Керчи, вход в которую является тупиковым помещением и к крепости не ведет.
Поскольку нет целенаправленных археологических раскопок, и в этой версии имеются вопросы. На сохранившейся арке форта Навагинского, самого углубленного строения уже не видно, внутри камни с землей и корни. Альтернативные исследователи предполагают, что это последствия катастрофы.

Укрепление форт Александрия менял свое название на Навагинский, далее Даховский, откуда и пошло градостроительство Сочи. Неизвестно, сколько на самом деле городу лет.
Ампсалида – это древнее название города Сочи. Впервые это название употребил Клавдий Птолемей, который жил и работал в Александрии Египетской в период 127–151 гг. Как и многие древние рукописи, карты Птолемея дошли до нас в виде средневековых копий. Однако на всех них на месте современного Сочи чётко читается слово – Ampsalis.

Согласно генуэзским картам Сочи упоминался и как Порто-Соча, и Сачо, и пр. Джон Коларуссо, всемирно известный специалист по кавказским языкам, современное название Сочи переводит с убыхского следующим образом: ‘Sochi’ means «sea-side» in Ubykh¸ то есть живущие у моря, приморские. Но и без каких-либо языковых знаний само собой сочится смысл места по названию: Порта - порт - место соединения. Соча - сок - нектар - жизнь - сердцевина - эфир течёт или место Эфирного Потока. То есть место соединения с соком жизни. Оно до сих пор там это место, дающее жизнь всему.

На территории Большого Сочи найдено около 20 храмов, кладка некоторых очень древняя, без использования скрепляющего материала. Также находят в различных местах развалины стены. Имеются дольмены, и один из них в советское время стоял в районе нынешнего пансионата «Светлана», практически у берега моря, недалеко от форта Навагинского. Впоследствии его перевезли в городской музей, где он и находится сейчас.

Недавно в Лазаревском районе города Сочи обнаружены два типа сейдов. Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников.

Существует ещё одна версия, что плато, на котором был возведен форт Навагинский – это древнее городище с подземными ходами и имеет гораздо больший размер.

П. П. Короленко, который долгие годы жил недалеко от форта Александрия, в своей статье «Сочи» (1911 год) описывает очень интересные сведения от старожилов, живших здесь в 1870 году, относительно самой древней крепости, ее сохранившихся частей и в целом о древнем городище:
«застали ещё на месте бывшего укрепления с некоторых сторон толстые, четвертей в пять (~ 0,9 м) и вышиной около двух сажень (~ 3,5 м) стены, построенные из крепкого белого, отделанного в брусья камня, кладенного на крепком растворе цемента...
...уцелели только до настоящего времени при земле признаки былых каменных стен, с разных сторон, то в один, то в два ряда с небольшими между ними промежутками; вокруг бывшего укрепления и отверстия со стороны р. Сочи, под арками, за которыми, как говорят, был еще глубокий ров, ввиду чего стена с той стороны при заваленном рве осталась открытою еще более сажени (1,8 м) вышины, с вросшими в камнях деревьями, показывающими сея древность.
В сказанные отверстия и теперь еще может пролезть человек… такое же отверстие было еще на его памяти со стороны моря... но теперь в том месте арка подпорчена обвалами, а в другом месте есть ещё каменное отверстие, которое видно каждому желающему, служащее, по-видимому, для притока воздуха в подземный ход.
С какой целью делались отверстия в арках стен, неизвестно, но в народе держится слух, что то были входы в подземные галереи, сооруженные древними обитателями этого края, и кто знает, быть может, и теперь еще, при трудах археологов, открылись бы под землёй с видимых входов какие-нибудь сокровища и остатки, проливающие свет на жизнь людей этого городища. А что это было древнее городище, тому нет сомнения еще и потому, что за стенами бывшего русского укрепления на восток заметны еще и теперь во многих местах бывшие рвы и валы древних сооружений. Эти древние здания, каких много на Кавказе, совсем уже не относятся к постройкам наших инженеров и строителей укреплений на Черноморском побережье.
О каменных же сооружениях в форте Александрия нигде в документах и помину нет, а если бы что и было построено из камня, то уже ни в каком случае не стены, окружавшие форт в два, а может и более рядов, да на их сооружение потребовалось бы времени не месяцы, а годы. Кроме этого, инженерам не было надобности делать в этих стенах с наружной стороны арки и под ними большие отверстия для проходов под землю, следы которых и теперь ещё видны; другое дело, если бы эти отверстия в подземные ходы были с внутренней стороны стен, то можно было бы подумать, что эти искусственные сооружения могли служить укрытием каких-либо горючих, взрывчатых веществ, в предохранение от бомбардирования крепости неприятельскими гранатами, но с наружной стороны, где черкесы в темные и бурные ночи могли подкрадываться под самые крепостные стены, эти загадочные отверстия не только были бесполезны, но еще и опасны, так как посредством их неприятель мог свободно взорвать на воздух саму крепость.
...застал в развалившейся крепости круглое в середине стен каменное здание, с обвалившимся верхом, сажня в два в диаметре (~ 3,5 м.), похожего по стилю строения на храмы древних церквей, имеющихся во многих местах Черноморского побережья, и за стеной в стороне р. Сочи громадную в три яруса каменную башню, с отверстиями для бойниц во всех трех этажах.
Все каменные стены, храм и башня были разобраны и из них выстроена церковь, которая красуется и теперь в Сочи, с золотым верхом; выстроенный же русскими в 1842 году на северо-восточной горе каменный блокгауз разобран, и из него построен Сочинский маяк…».

По другим сведениям, местное население того времени считало побережье святым местом, здесь произрастали старые деревья. Поэтому берегли его и выходили сюда только по необходимости, а проживали выше, по рекам. Раз в год сюда заплывали торговцы для обмена товарами. Поэтому как-то не совсем увязывается информация о местных жителях, как о варварах и пиратах, нападающих и воюющих.

Этимология: Варвары (они же берберы от греч. βάρβαροι, лат. barbari и т.д. — «свободный мужчина», «благородный человек»). Позже - золотобородые. Ранее - те, которые варганили, то есть сотворяли, используя знания и принципы гармонии (сварка, Сварга, варга, Сварог, Творец в общем) . Бородки у египетских фараонов - это от них, как принадлежность к особому благородному, высокородному классу. То есть египетские жрецы имитировали такими бородками некое качество, доступное Высокородным. Это арийская и скифская алгоритмика, которая также была ярко проявлена в Магрибе.

У местного населения до сих пор есть молва о подземных ходах. Местные жители предгорья Кавказа рассказывают о подземном городе. Водолазы в районе сочинского Морвокзала находили кладку, похожую на мостовую, и элементы стен. Факт изменчивости береговой линии необходимо учитывать. Так же, как и уровень воды. На побережье Чёрного моря находили древние города и крепости.

Что сохранилось до настоящего времени?

В настоящее время на территории бывшего форта Навагинский располагаются объекты культурного наследия РФ регионального значения:

  • Собор Архангела Михаила, построен в 1874–1890 годы.
  • Сочинский маяк, построен в 1890–1891 годах. Согласно плану, маяк должен был располагаться позади ранее существовавших здесь земляных укреплений Навагинского форта.
  • Дом Николая Воронова, построен на рубеже XIX–XX веков рядом с Собором Архангела Михаила и Сочинским маяком. До апреля 2025 года находится на реставрации.
  • Дом Иоанна Политиди, построен в 1911 году напротив Собора Архангела Михаила, через дорогу. После реставрации, прошедшей в 2016 году, в этом доме была открыта тематическая арт-галерея «Форт».


мраморная плита, установленная на стене крепости после реставрации

Жанна д Арк форта Навагинский Сочи. Автор Геннадий Страшевский
КАВКАЗСКИЙ ПРОМЕНАД (глава из книги «Форт»)

И с чем тебя поздравить, Генри-Джон?1
Восток… Там столько всякого случилось.
Противники запели в унисон:
«Так с чем тебя поздравить, Пальмерстон?
Что впереди?
Монаршая немилость?»
Твои заслуги помнишь только ты.
Ее величество скупа на поощренья.
А в облачности тронной высоты
гремят грома. Там жгут твои мосты.
Твоим грехам не суждены прощенья.
Какой провал!
Какой переполох!
Империю болезненно тряхнуло.
На карте было все, но что ты мог?
Ты ловок, ты умен. Но ты не бог
и не гарант покорности Кабула.

Лорд Пальмерстон сидел совсем один
в огромной мрачноватой зале клуба.
Свет, приглушенный бархатом гардин,
струился. Чуть попыхивал камин
душистым можжевельником и дубом.
Сэр Френсис Дрейк, Вильгельм и Веллингтон2
поглядывали с явной укоризной
С портретов: «Доигрался Генри-Джон?
Тебе доверили блюсти британский трон
с расчетливостью, без авантюризма».

Ты сам то понимаешь, что не так?
Что сделано оплошно и неверно?
Все силы были собраны в кулак.
Был куплен друг и обезврежен враг.
И был триумф…
А кончилось все скверно.
Афганистан взорвался мятежом
И толпами разнузданного сброда
был извлечен из варварских ножен
и против нас бесстыдно обнажен
свирепый дух «пещерного» народа.
Бенгальский полк сражался и погиб.
Бомбейцы отступленье прикрывали.3
Они еще надеяться могли б,
но преданные гурхи полегли,
а робкие сипаи4 разбежались.
Погиб двадцатитысячный отряд.
Афганцы его просто растерзали.
Итог почти немыслимых затрат
- потеря превосходнейших солдат.
(Ее Величество в смятеньи и печали.)

Стучали капли в переплет окна;
над Лондоном шумела непогода.
А в зале полумрак и тишина…

Афганистан суровая страна.
Там много пчел…, но очень мало меда.

День помрачнел. Сигарный огонек
то угасал, то вспыхивал багрово.
Дым уходил по самый потолок.

Что это было? Неизбежный рок?
А впрочем, вздор. И все это не ново.
Бывали и похуже времена,
Но выход был фатально неизбежен.
Мы возвратим позиции сполна…

А на Кавказе смуты семена
уже взошли. Достатком не изнежен,
Войною создан тамошний народ.
И, если верить сводкам и агентам,
Россия там порядочно хлебнет
и, поразмыслив, может быть поймет
трагическую пагубность момента.
У русских эпидемия вреда,
черкесы истребляют гарнизоны.
Проснулась азиатская орда,
и льется кровь, но это не беда;
у Азии в запасе легионы.
Как сообщает аккуратный Белл
в своем пространном письменном отчете,
Кавказ у Рубикона громких дел,
и сфер влияния желанный передел
уже идет.
Помилуйте! Кто против?!

Ты знал, что приближается момент,
и ты трудился много, увлеченно.
Спросите… И получите ответ:

У русских на Кавказе шансов нет.
Мы пересилим. Слово Пальмерстона.
Одна война… допустим, даже две;
аборигенам свойственны капризы.
и Петербург не выпишет нам визы
(Россия карты прячет в рукаве.
Нас ожидают многие сюрпризы.)

Когда курил английский первый лорд,
никто не смел побеспокоить звуком
имперской мысли. И круговорот
текущих государственных забот,
как вязкая потребность или мука

премьера поглощал и угнетал,
не оставляя места для земного.
Но Пальмерстон себя не отделял
От тех проблем, которые решал,
и потому трудился очень много.

Из кипы перечитанных газет
извлек одну. Пошелестел листами.
Нашел статью. Затасканный сюжет.
При ней рисунок: дама средних лет.
На даме шляпка с гибкими полями.
Собачка на коротком поводке.
Немецкий шпиц? Французская болонка?
Под белой шалью, с зонтиком в руке.
Вечерняя прогулка налегке.
Картинка прорисованная тонко.
Название читалось как роман:
«Кавказский променад для русской дамы».
Подогревая склонность англичан
Читать о бедах неанглийских стран,
Газета рисовала сцену драмы.

Кавказский берег. Горы. Русский форт
туземцы держат в длительной осаде.
Глухая осень. Помощь не придет.
Форт слаб и неминуемо падет.
Пальба со дня и на ночь, с ночи на день.
И только пополудни в два часа
все звуки замирают и стихают.
Молчат тысячелетние леса.
Ни выстрела, ни крика…
Чудеса.
Не может быть. Такого не бывает.
Бывает.
Из блокгауза во двор
выходит женщина супруга коменданта.
На ней осенний головной убор,
Белеет платье. Дети диких гор
глядят на ленты, кружева и банты.
Дымки не вьются. Ружья холодны.
Летают птицы. Пули не летают.
Прохладный полдень. Никакой войны.
Совсем одна. Солдаты не видны,
В укрытиях до срока отдыхают.

Какая жертва на святой алтарь!
«Какое мужество» сюжет картины Гойя.5

Война мужчин. Пороховая гарь.
И женщина – спасительный фонарь
во мраке нескончаемого боя.

Лорд криво усмехнулся: «Бытие
не романтично, не сентиментально.
Историю калечит мужичье.
Императив «Не трогай не свое»
развенчан и разрушен изначально.
Напрасный и бессмысленный афронт
Лишь для поднятья воинского духа.
Собачка…
Шаль…
Партикулярный зонт…
«Какая чушь!» подумал Генри Джон-
-«Последняя манчестерская шлюха
поймет абсурд подобных променад…»

О чем еще в тот вечер он подумал?
О приглашении на праздник – маскарад
в Виндзоре. ( Ослепительный наряд
заказан наподобие костюма
матроны Клеопатровых времен.
Эмилия6 в нем будет несравненна.)
В Виндзоре соберется весь «бомонд».
Ах, время!
Где ты, Генри – «Купидон»?7
Вернитесь годы юности бесценной.

Дымок вращался как водоворот,
чуть отклоняясь в сторону камина.
В огромной зале одинокий лорд
под прессом государственных забот
курил и думал.
Мирная картина.
Мужчина в кресле. Лет за пятьдесят.
Залысины. Капризная усмешка.
Сэр Пальмерстон виконт аристократ
кроил Кавказ и замирял Герат
талантливо, порой не безуспешно.

Открыл часы. Осталось пять минут
до времени назначенного гостю.
Князь Сефер Бей просителя зовут.
Пришел Кавказ. Кавказ сегодня тут.
Пришел как пес за ласкою и костью.
Нет, господа, игра еще не вся.
Кавказ кому позор, кому награда.
Его причуды просчитать нельзя.
Куда то приведет еще стезя
кавказского большого променада.

 *      *      *

Зрачок оптической трубы
скользит по верхам форта.
Где прежде высились дубы,
теперь на пнях растут грибы.
Над тишиною мертвой
под грязно-серой буркой туч
парят бродяги – чайки.
Прибой неистов и гремуч
бодает основанья круч,
пересыпая гальки.
На гребне земляных валов
плетеные фашины.8
Оплывший, полный грязи ров
и потасовка воробьев.
Привычная картина.

Полезный маленький бакшиш
инглиза Джона Белла.
Труба увидит даже мышь,
(Что и вблизи не разглядишь.)
с дистанции обстрела.
Ай-яй! Такую вот трубу
да укрепить на штуцер.
К Аллаху вознести мольбу.
и можно продолжать стрельбу
без риска промахнуться –
- Так рассуждая, Состангул
обозревал пейзажи
и форт, где раньше был аул.
А тот как вымер, как уснул.
Притих. Ни звука даже.
На стенах пусто. Ни души.
Лишь странная фигура
туда пройдется, не спешит.
Сюда вернется… Хороши
и платье, и натура.
Под нежно-розовым зонтом
стройна но чуть сутула,
в дешевом заячьем манто.
Кто эта женщина, про то
известно Состангулу.

Ей тридцать - тридцать с небольшим.
Без страха и без нервов.
Из тех, кого не устрашить.
Жена урусского паши
начальника неверных.
Она явилась над стеной
в разгаре перестрелки.
В тот день кипел нещадный бой.
Солдаты за ее спиной
вертелись словно белки.
Повизгивая, там и сям
впивались в землю пули.
Организованный бедлам
царил на стенах. По пятам
ходила смерть. Тонули
в подвижном яростном дыму
окрестные высоты.
Дым растянулся в бахрому
и рвался вспышками. Ему
подыгрывал по нотам
басовый пушечный квартет
с ближайших бастионов,
что спроектировал Гернет,
замкнув на десять с лишком лет
периметр обороны.

Тогда как что-то порвалось.
Как лопнула пружина.
Стрельба пошла «и вкривь, и вкось»,
и напряженье улеглось.
(Престранная картина.)
Вокруг ни вспышек, ни дымков.
Вопрос застыл на лицах.
Есть нетерпенье у стрелков.
Но есть закон. Закон таков:
Позор женоубийце!
Убивший женщину навек
запачкал честь джигита.
Ни сын, ни муж, ни человек,
никто, он даже не абрек,
разбоем знаменитый.
Никто не сядет с ним за стол
без чувства неприязни.
Он грань закона перешел
и в наказанье приобрел
клеймо страшнее казни.

Примолкли ружья узденей.
Притихли пушки форта.
Сильна решимостью своей,
простая женщина сильней
любого бога с чертом.
Жена урусского паши
прошлась по бастионам.
Обход позиций совершив
и руки на груди сложив,
стояла отрешенно.
Потом собачку позвала,
с собачкой погуляла.
Погода жаркая была,
и скоро женщина ушла.
Наверное устала.
И был порядок заведен
со дня явленья дамы.
Поныне не менялся он.
Да и российский гарнизон
ни косвенно, ни прямо
порядок тот не нарушал.
(«Оно себе дороже».)
Так женский зонтик прекращал
свинца небезобидный шквал
на краткий час. И все же…!

* * *
Сегодня драная кудель
висит над бурным морем
и скучный дождик-канитель.
«Что там за тридевять земель?
Нет голода и горя?
Нет мук, страданий, смерти нет?
Возможно. Но… едва ли.
А здесь, чуть-чуть забрезжит свет,
уж никому покоя нет.
Такие дни настали».
Убых сощурил левый глаз.
В оптическую трубку
был виден бастиона фас.
А вот и женщина. Сейчас
она оправит юбку,
изящно зонтик отряхнет
и, кутаясь в накидку
и темный старенький капот,
неторопливо прочь пойдет.
И, отдохнув с избытком,
стрелки сквозь дождик-канитель
и моря бормотанье,
найдя увертливую цель,
продолжат прежнюю дуэль.
Война ее названье.

Застыл как камень Состангул
старейшина Айтеков
лицом к упорному врагу.
В его недремлющем мозгу
катились мысли-реки.
«Что происходит на земле
по милости Аллаха.
Вот… был аул. Теперь кале…
Как нечестивцев одолеть,
обезоружив страхом?
Когда их женщины идут
бестрепетно под пули.
Они позиций не сдадут,
и их судьба решится тут
в поверженном ауле.

А наши женщины? Они
сокровище народа.
Они красивы и стройны,
адатам праведным верны.
Надежность их природа.
Что стоим мы без матерей
богатых сыновьями.
Джигиты, в воинской игре
они сгорают как в костре
багровыми углями.
Мы сироты без наших жен,
а с дочерьми бессмертны…

Свободы дедовский закон
убыхам будет возвращен.
Труды урусов тщетны.
Не зря два месяца подряд
мы здесь ломаем спины.
Нет…
не для женщин этот ад.
И кровь, и боль, и смерть, и смрад.
Войне нужны мужчины».
* * *
Гудят шмели, и запахи сирени
вплетаются в дыханье ветерка.
Контрастные полуденные тени.
Зеленый берег. Светлая река
Журчит под милосердным солнцем мая,
манит, чарует зыбкой глубиной.
Рыбешки бестолковые, играя,
то строятся, то нарушают строй.
Склонились травы в вежливом поклоне
и охлаждают головы в реке.
На пойменном лугу пасутся кони.
Толпятся тучки где-то вдалеке.

Такую красоту на холст и в рамку,
чтоб вечно любоваться этим днем.
И речку эту дивную Славянку,9
и вербы у запруды за мостом.
И все, все, все, что чувствую и вижу,
хочу в душе моей запечатлеть.
Вам в суматошном, праздничном Париже
такого никогда не подсмотреть.
Что Франция, Германия.., Европа.
Ухожены, напудрены, чисты.
И только здесь идем по мягким тропам
несуетной и тихой красоты.

Наставник мой, добрейший мой Жуковский,10
как вам Версаль и пышный Тюильри,
вдали от петербургской и московской
земли, где обитаем мы цари?
Найдутся ли желания и силы
слагать баллады звонче серебра,
ведь с вами нет «Светланы» и «Людмилы»
для вдохновенья вашего пера.

Все-все, и Александр,11 и крошка Мэри,12
мы помним вас, вздыхаем и грустим
и, бесконечно в вашу дружбу веря,
всенепременно видеть вас хотим.
У нас спокойно, тише чем обычно.
Ничто не возмутит ваш пылкий ум.
И все же в вас я верю безгранично,
поэт и повелитель наших дум.
Я жду вас с нетерпеньем, как и все мы.
И если вас господь благословит,
вам подарю прелестнейшую тему.
Она вас непременно вдохновит.

По части стиля с гением не споря,
я изложу в деталях как могу.
У Черного изменчивого моря
есть русский форт на диком берегу.
Он был отстроен по приказу Ники13
в приморской неизведанной земле,
где Прометей среди ущелий диких
за дерзкий нрав прикован был к скале.
Там, Ники говорит, головорезы
живут в пещерах неприступных гор.
Деревья там растут прочней железа
в лесах, где не гулял еще топор.
Там море, не привыкшее к смиренью,
бушует у ограды крепостной.
А дождь усугубляет наводненье
всю осень и зимою, и весной.
Ни по суху, ни морем нет дороги
в кавказскую нехоженую глушь,
где царствуют языческие боги.

Там сотни полторы российских душ
выносят муку длительной осады
под пулями бунтующих племен,
которые безмерно были б рады
сломить и уничтожить гарнизон.
Спасает только стойкость и терпенье…
Серьезно ранен форта капитан,
и это усложняет положенье.
Как осложняет видимость туман,
наполнивший враждебные ущелья,
укрывший неприязненный народ.
Печальная картина, в самом деле,
фатальный принимает оборот.

Там женщина супруга капитана
есть в боевом содружестве мужчин.
Посыпкина Мария ли, Татьяна.
Не помню, право…
Боже сохрани!
Такая память. Следствие болезни.
Врачей неумолимый приговор.
(Мне сельский дух приятней и полезней
чем воздух света с некоторых пор.
Я чувствую себя намного лучше
среди российских фавнов и тефид.
И в Павловске и в царскосельских кущах
сама природа мне благоволит.)

Я с позволенья вашего продолжу.
Да будет вам известно, что она,
та женщина (Представить невозможно)
под пулями свистящими одна,
вооружившись жаркою молитвой
и тоненьким муаровым платком,
мгновенно усмиряет поле битвы
бесповоротно, властно, целиком.
Она стоит одна на бастионе
в прицелах многочисленных врагов
спокойно, гордо, слова не проронит,
ее поступок говорит без слов.
Смертельную опасность презирая
и уходить совсем не торопясь,
с левреткой14 по позициям гуляет
и в ведро и в немыслимую грязь.
Вся на виду, доступна, уязвима
и вместе с тем отвагою равна
героям и бойцам неукротимым.

Эпический сюжет для полотна
художника большой литературы,
не чуждого героики творца.
Ну чем не подходящая фигура
достойная лаврового венца.
Я вижу эту славную картину:
смущен и остановлен дерзкий враг
российским воплощением Афины,
явлением российской Жанны Дарк.
Сюда бы ваши лучшие таланты:
и живость речи, и цветистый слог.
А мы, мой друг?
Мы только дилетанты.
А дилетантам рифмы невдомек.
Хотелось бы услышать ваше мненье
о теме, мной изложенной для вас.
Вам надобно обдумать предложенье
и, если приглянулось, в добрый час.
Но я, мой друг, настаивать не стану.
(В душе, однако, стану умолять
увековечить новую «Светлану»)
Вы мастер, вам и следует решать.

И вот последний росчерк на картине.
Послушная превратностям судьбы
бестрепетная наша героиня
избавлена от тягостей борьбы.
Форт выдержал ужасную осаду,
и помощь долгожданная пришла.
Пришло освобожденье как награда,
и доблесть форта славу обрела.

Из выдержавших муки и невзгоды
никто наградой не был обойден.
Посыпкины отправились на воды,
и в отпуска отправлен гарнизон.
Сегодня там совсем другие люди.
Начальник новый укрепленью дан.
Мир неспокоен. То ли еще будет.
Господь помилуй добрых христиан…»

Пролилось солнце. Струи пронизали
сплошную стену розовых кустов.
Феерия. Нет места для печали.
Есть место для невысказанных слов.
Они толпятся в радужном сознаньи,
спешат на свет изяществом блеснуть.
Не философским чопорным всезнаньем,
но озареньем, что волнует грудь.
И замирают воплощенным звуком
живым для глаз и мертвым для ушей
для бесконечных поколений внуков
среди хранимых памятью вещей.15

Труд завершен. Письмо уйдет сегодня.
(Последнее движение пером),
и удовлетворенно и свободно
вздохнула.
Ветер облачным ковром
драпировал полуденное солнце,
размыл контрасты света и теней.
Под темной тучей сказочных пропорций
мир ярких красок сделался бледней.
Тень заглянула в окна павильона,
легла на скатерть, воду в хрустале.
И просиял как, снегом убеленный,
букет из роз на письменном столе.
То были белые торжественные розы.
Ее цветы. Любимые цветы.
Она любила их естественно, без позы
с наивностью душевной простоты.
И знаменитый Павловский розарий
белел цветами и благоухал…

…Тогда, давным - давно, еще вначале.
Сияли свечи. Пышный бальный зал.
Она царица роз на этом бале.
И золотая роза-фермуар
на белоснежной амстердамской шали.
И Ники в окруженьи лейб-гусар.

Вот эта роза. Капли бриллиантов
росинками искрят на лепестках.
Бесценный сплав искусства и таланта.
И дело тут конечно не в деньгах.
Все… Решено.
«Афина» из Соаче
достойна восхищения и в дар
(Цари не могут поступать иначе.)
получит эту розу-фермуар.16

* * *
Ссылки:
1. Генри Джон – Пальмерстон Генри Джон Темпл.
2. сэр Френсис Дрейк, Вильгельм и Веллингтон – британские полит. деятели и полководцы различных эпох.
3. « Бомбейцы отступленье прикрывали» - Бомбейский полк входил в оккупационный корпус в Кабуле.
4. Гурхи – тибетская народность, из которой рекрутировались солдаты английских колониальных войск. Отличались
выдающейся стойкостью и выносливостью. Сипаи – солдаты, набранные из индусов.
5 Гойя – Франсиско Хосе де Гойя ( 1746 – 1828 ), испанский художник. «Какое мужество!» - картина из серии, посвященной
испано – французской войне.
6. Эмилия – Эмилия Купер, супруга Пальмерстона. Они поженились в 1939 году.
7. Генри – Купидон - прозвище Пальмерстона в молодости за миловидную внешность и любвиобильность.
8. Фашины – плотные переплетенные связки хвороста.Использовались для быстрого возведения полевых укреплений.
9. Славянка – речка, протекающая через парк царской усадьбы Павловск.
10. Жуковский – Василий Андреевич Жуковский ( 1783 – 1852 )известный драматург и поэт-романтик, преподавал русский язык императрице.
11. Александр – сын императрицы будущий император Александр 2.
12. Мэри – дочь императрицы будущая великая княгиня Мария Николаевна.
13. Ники – муж императрицы Николай 1 император российский.
14. Левретка – декоративная собачка, малая итальянская борзая.
15. «Среди хранимых памятью вещей» - переписка Александры Федоровны сохранилась.
16. «Роза-фермуар» - брошь-застежка. Императрица действительно подарила свой фермуар Посыпкиной.

Звёздная крепость соединена с Созвездием Ориона, звездой Ригель.

Эта крепость является местом адаптации к земным условиям для новоприбывших из разных звëздных систем. Например, как декомпрессионная камера нужна для водолазов, так и тут... И вот эти проекции кораблей на крепости служили для таких целей. То есть не для посадки самих кораблей, а для высадки (как «посев») определëнных различных существ с целью их последующего пребывания на Земле для своих миссий.